|
Проверка автомобиля.
Ваши знания по этим вопросам инспектор ДБДД проверит перед экзаменом по практическому вождению.
Протектор - это утолщенная, узорчатая часть шины, которая соприкасается с дорогой и обеспечивает сцепление колеса с проезжей частью. Запрещено применять шины, если глубина рисунка протектора в наиболее мелком месте:
- зимой меньше 4 милиметров;
- летом меньше 1,6 милиметра.
Если шина имеет специальную отметку в канавке протектора, называемую индикатором, допускается износ до него.
Сцепление колес с дорогой улучшает применение шин, соответствующих сезону.
- С 1 декабря до 1 марта разрешено использовать автомобиль, если на его колесах установлены зимние шины. Такие шины на боковой части имеют надпись M + S или Winter, или изображение символа снежинки.
- С 1 мая до 1 октября запрещено использовать шипованные щины.
Материал зимних шин на морозе не дубеет, не теряет эластичность, лучше соприкасается с дорогой и увеличивает сцепление. Если сцепление плохое:
- длиннее тормозной путь автомобиля;
- во время торможения, двигаясь на повороте может возникнуть боковой занос автомобиля ...
Колеса одной оси (передней , задней) должны иметь шины с одинаковым рисунком протектора и одинаковым его износом, чтобы силы сцепления правых и левых колес с дорогой были равными.
В шинах колес легковых автомобилей изготовителями установлено давление воздуха в пределах от 1,8 до 2,2 атмосферы. Точное давление в передних и задних колесах в различных условиях эксплуатации указано в таблице, которая в виде наклейки закреплена на внутренней стороне лючка топливного бака или в другом месте.
Проверить и отрегулировать давление в шинах очень удобно на специальных стендах АЗС. В шинах следует постоянно поддерживать предусмотренное давление. Оно измеряется манометром.
* Если давление выше установленного:
- меньше площадь соприкасания колеса с дорогой и хуже сцепление;
- жётче ход автомобиля, сильнее тряска н неровностях;
- больше изнашивается центральная часть беговой дорожки протектора.
* Если давление меньше установленного:
- больше площадь соприкасания колеса с дорогой и лучше сцепление;
- менее устойчива траектория движения, автомобиль хуже управляем;
- больше сопротивление качению колес и движению, увеличен расход топлива;
- больше изнашиваются боковые части протектора.
Давление в шинах колес одной оси должно быть одинаковое, чтобы при торможении не возник боковой занос автомобиля.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й :
- Если возможно, сьезжай (сталкивай) автомобиль на твердую обочину.
- Включи аварийную сигнализацию и установи аварийный знак.
- Затормози стояночный тормоз и диагонально противоположное колесо меняемому закрепи клиньями (камнями);
- Подготовь запасное колесо, домкрат (подьемник), колесный ключ;
- Сорви декоративный диск колеса и немного отпусти болты крепления колеса;
- Установи домкрат на твердую поверхность а верхним концом против специальной усиленной площадки под кабиной возле меняемого колеса;
- Подними домкратом угол автомобиля, чтобы колесо оторвалось от дороги, открути болты крепления, замени колесо на запасное и закрути болты крепления;
П р и м е ч а н и е .
Когда автомобиль поднят на домкрат, будь осторожен. не суйся под него, не урони автомобиль с домкрата!
- Опусти автомобиль, перетяни болты крепления замененного колеса;
- Убери и собери всё (также подставки из под диагонально противоположного колеса и аварийный знак).
Особые меры предосторожности ночью и в условиях недостаточной видимости:
- кроме аврийной световой сигнализации и аварийного знака сам тоже применяй светоотражатели, фонарик;
- очень опасайся мимо проезжающего транспорта.
Покажи, как открыть крышку багажника, где расположено запасное колесо, домкрат, колесный ключ.
4. Уровень охлаждающей жидкости.
|
|
Мотор охлаждается жидкостью (антифризом), у которого понижена температура замерзания. На автомобилях используется антифриз, называемый тосолом. От его количества в моторе зависит эффективность охлаждения.
Количество тосола проверяется на холодном моторе. Уровень виден через полупрозрачную стенку компенсационного бачка, на которой есть нормальному уровню соответствующая отметка.
Если необходимо, в бачок заливается тосол необходимой концентрации, который можно приобрести в автомагазинах, на АЗС, в суппермаркетах.
Если уровень тосола понижен, мотор перегревается и может заклинить, сломаться!
Подними крышку моторного отсека и покажи компенсационный бачок и радиатор. Не открывай пробку компенсационного бочка, когда мотор работает! Если надо подлить тосола во время поездки, когда тосол и мотор горячий (95 – 115 gr. C), пробку бочка открывай осторожно, постепенно выпуская возможное давление паров. Надень рабочую рукавицу, не ошпарь парами лицо.
Если тосола нет, в бачок можно залить простую воду, но при морозе она на выключенном моторе может замерзнуть и разорвать корпус мотора.
5. Уровень масла в моторе.
|
|
Система смазки мотора уменьшает трение между взаимно движущимися деталями, уменьшает их нагрев и износ.
В систему залито моторное масло (обычно полусинтетическое), от количества которого очень зависит работа и сбережение мотора.
Уровень масла проверяется на выключенном моторе, когда масло стекло в нижнюю часть - картер.
- Вытаскивается маслянный щуп, вытирается насухо, вставляется обратно до конца в гнездо и вытаскивается повторно;
- Нижний конец щупа должен быть в масле в пределах между двумя отметками;
- Если уровень ниже нижней отметки, масло доливается в горловину на верхней крышке мотора.
Моторное масло изнашивается, теряет свои качества, поэтому предусмотрена ее замена через каждые 10 000 километров пробега по одометру. Масло можно приобрести там же, где и тосол.
Основные узлы работающего мотора смазываются под значительным давлением, которое создает маслянный насос. Если давление ниже критического, в кабине на пульте загорается красная лампочка сигнализации. При этом мотор во избежание серезной поломки следует выключить и искать причину неисправности.
Подними капот моторного отсека и покажи щуп а также заливную горловину на верхней крышке мотора.
6. Уровень тормозной жидкости.
|
|
Тормозные механизмы колес легкового автомобиля в действие приводит поток жидкости в приводе тормозов. Нормальная работа тормозов очень зависит от достаточного количества тормозной жидкости в системе. Усли жидкости мало, тормоза могут отказать полностью. О пониженном уровне свидетельствует загорание красной сигнальной лампочки на приборной доске в кабине. Однако не на всех автомобилях есть такая сигнализация. Количество тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра видно через его полупрозрачную стенку. Если уровень ниже отметки на стенке бачка, жидкость доливают. Если уровень падает постоянно, надо искать место и причину утечки, просасывания, иначе тормоза могут отказать внезапно во время движения, и тогда...
Тормозную жидкость надо менять не реже одного раза в два года. Её приобретают там же, где и тосол или моторное масло.
Подними капот моторного отсека и покажи главный тормозной цилиндр с бачком. Покажи сигнальную лампочку давления масла на приборной доске в кабине.
Продемонстрируй и расскажи о работе влючателя стеклоочистителей и стеклоомывателей стекол кабины:
- три режима работы передних стеклоочистителей;
- вклочение омывателя переднего стекла;
- включение очистителя и омывателя заднего стекла;
- включение обогревателя заднего стекла.
В бачки стеклоомывателей заливают специальную не замерзающую жидкость, которая продается в известном иам месте. Летом можно применить обычную воду, добавив в нее крошечку моющей шампуни.
Не включай стеклоочистители на сухих стеклах, поцарапаешь их!
8. Внешние световые приборы.
|
|
1. Включи зажигание ( можно и не включать ) и проверь:
- работу стоп-сигналов, нажав на тормозную педаль;
- сигнализацию заднего хода, включив заднюю передачу;
- аварийную сигнализацию, включив ее;
2. Включи зажигание или запусти мотор и проверь:
- работу световых указателей поворотов;
- работу габаритных фонарей, фар ближнего и дальнего света;
- при включенных габаритах или ближнем свете включи и проверь работу заднего противотуманного фонаря.
9. Контрольно - измерительные приборы.
|
|
1. Покажи и расскажи о спидометре, одометре, тахометре.
2. Включи зажигание, покажи и расскажи про:
- указатель температуры в системе охлаждения мотора;
- указатель количества топлива в баке;
- сигнальную лампочку давления масла в моторе;
- сигнальную лампочку разрядки аккумулятора;
- сигнальную лампочку дальнего света фар;
- сигнальные лампочки указателей поворотов;
- сигнальную лампочку аварийной световой сигнализации;
- сигнальную лампочку стояночного тормоза.
Эта лампочка также может сигнализировать о пониженном уровне тормозной жидкости.
|
Обозначения рычагов управления и приборов сигнализации.
|
|